Право на получение лицензии имеют учреждения образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым
в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Минский городской исполнительный комитет, городские (городов областного подчинения) и районные исполнительные комитеты осуществляют лицензирование услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, указанных в подпунктах 2.6 – 2.13 пункта 2 статьи 213 Закона:
- Реализация образовательной программы дошкольного образования.
- Реализация образовательной программы начального образования.
- Реализация образовательной программы базового образования.
- Реализация образовательной программы среднего образования.
- Реализация образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования.
- Реализация образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.
- Реализация образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
- Реализация образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
На основании пункта 2 статьи 12 Закона отдельные полномочия лицензирующих органов осуществляют структурные подразделения лицензирующего органа, его территориальные органы, подчиненные организации, организации, входящие в его состав (систему).
В соответствии со статьей 214 Закона Департамент контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь (при лицензировании услуг, указанных в подпунктах 2.1 – 2.5 пункта 2 статьи 213 Закона), структурные подразделения Минского городского, городских (городов областного подчинения) и районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования по месту нахождения юридического лица, месту жительства индивидуального предпринимателя (при лицензировании услуг, указанных в подпунктах 2.6 – 2.13 пункта 2 статьи 213 Закона):
осуществляют подготовку материалов для принятия решения по вопросам лицензирования;
извещают соискателя лицензии, лицензиата о принятых в отношении них лицензирующим органом решениях;
проводят оценку соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям;
обеспечивают формирование государственной информационной системы «Единый реестр лицензий» в части лицензируемого вида деятельности.
Информация, содержащаяся в государственной информационной системе «Единый реестр лицензий», является общедоступной, доступ обеспечивается круглосуточно через сеть Интернет без взимания платы (статья 27 Закона).
Долицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, перечислены в статье 215 Закона, лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату, – в статье 216 Закона.
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании являются:
оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, не указанных в ЕРЛ, в том числе в обособленном подразделении (филиале);
превышение предельной численности обучающихся, указанной в ЕРЛ, в том числе в обособленном подразделении (филиале);
осуществление лицензируемого вида деятельности в обособленном подразделении (филиале) без наличия в лицензии сведений о нем; наличие решения об отказе в государственной аккредитации или о лишении государственной аккредитации учреждения образования на соответствие заявленному виду;
наличие решения об отказе в государственной аккредитации или о лишении государственной аккредитации организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по специальности, профилю образования, направлению образования.