Государственное учреждение образования
“Морочский учебно-педагогический комплекс
детский сад - средняя школа Клецкого района”
“Этот век из вдохновенья, этот век из серебра”
Сочинение-рассуждение
«Книгу листайте с верхнего угла страницы»
Автор:
Серафимович Диана,
10 класс
8 октября 1892 года в мир пришла Марина Цветаева. 49 лет человеческой жизни и бессмертие жизни её поэзии.
Цветаевские строки - мелодика современных песен, монологи киногероев, объяснения влюблённых. Но Марина Цветаева не только поэт, а ещё и талантливый прозаик. «Эмиграция делает меня прозаиком», - вспоминала она. Именно в эмиграции в 30-х годах были написаны и изданы «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Дом у Старого Пимена» , «Повесть о Сонечке», «Живое о живом», «Нездешний вечер», «Пленный дух». А ещё зимой 1937-1938 годов журнал для детей русских эмигрантов попросил Марину Цветаеву написать заметку в первый номер. Так появилось «Открытое письмо детям». В этом письме прописные истины: не лить зря воды, не бросать хлеба, не бояться быть смешным, быть самим собой, почитать родителей, с уважением относиться к старшим, не торжествовать над врагом, не быть эгоистом, всей душой воспринимать прекрасное.
Меня удивили слова: «Книгу листайте с верхнего угла страницы». Почему? Ведь это непривычно и неудобно. Ответ – особо бережное отношение к книге, к чистым листам бумаги, на которых пишутся не доносы и кляузы, а послания в вечность.
С 1930-х годов в эмиграции Цветаева с семьёй жила практически в нищете, о чём с горечью вспоминала: «Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода». Не только от голода, но и от холода. Нужно было чем-то топить печку, сжигалось практически всё, только не чистые листы бумаги. Марина Цветаева признаётся: « Но… чего не могу жечь, так это белой бумаги. Точно не пустую тетрадку…, а полную – бросаю в огонь! Точно именно от этой тетрадки зависела никогда уж не имеющая быть – вещь». Теперь понимаю, каким сокровищем была для поэтессы книга со словом рождёнными образами, мыслями, чувствами.
Я очень люблю читать. В домашней библиотеке есть книги моей прабабушки даже 1930–х годов издания. Люблю перелистывать страницы старых книг, замечаю лёгкие пометки, останавливаюсь, перечитываю, задумываюсь. Бережно беру книгу «Марина Цветаева. Сочинения». Она издана в 1989 году, а это уже прошлый век. Начинаю листать страницы с верхнего угла. На первой странице надпись. Оказывается, это подарок бабушки моей маме. А вот и первая закладка - сухой кленовый листик. Читаю – и через века побежали строки цветаевской поэзии:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.